ИСПАНИЯ НОВОСТИ     ИГРА    

Европейский костюм


На нашей игре далеко не все персонажи одеты в европейском стиле, скорее большинство будет носить национальные испанские костюмы, но нам представляется, что эта статья не помешает любому игроку, в особенности нашим девушкам, т.к. дает представление о моде того времени и следовательно о вкусах.

Европейская культура второй четверти 19 века приобретает противоречивый и сложный характер. Неудовлетворенность действительностью, неверие в возможность осуществления прогрессивных общественных идеалов, разочарование в рационализме классицизма рождают новое направление в моде - романтизм. Героем становится человек, жаждущий свободы, протестующий против несовершенства действительности и гибнущий в результате трагического разлада с жизнью.

Наша эпоха - время "распада стилей". Все чаще мы можем наблюдать возврат к различным историческим эпохам и мода охотно приспосабливается ко всем этим переменам. Еще в большей степени мода попадает под влияние наступающей индустриализации. Мода становится достоянием все больших слоев общества, она приобретает мещанский характер. Но и сейчас и в дальнейшем моду диктуют Франция и Англия.

Мужской костюм не претерпевает принципиальных изменений, но его характер соответствует новому идеалу. Каждый хочет выделиться из окружающей среды чем-то сугубо индивидуальным. Каждый придумывает себе своего героя. Слово "буржуа" кажется для молодого человека обидным. Если костюмы всех слоев общества почти одинаковы, то люди, считающие себя "светскими" стараются выделиться главным образом за счет хороших манер, ставших почти единственной преградой между избранным обществом и простолюдинами. Вообще для моды романтизма характерна некоторая "романтическая небрежность", проявляющаяся в манере носить костюм: нарочито расстегнутый ворот рубашки, слегка развевающиеся волосы и т.д. Эта небрежность как бы подчеркивала интеллектуальную значимость личности, стоящей выше бытовых мелочей. Элегантность требовала, что бы фрак меняли каждые три месяца, цилиндр каждый месяц, а обувь - еженедельно. Такую роскошь могли позволить себе только богачи, так называемые "светские львы".

Мужской костюм становится все более сдержанным. Однако фрак, по прежнему, сохраняет свое господствующее положение. Он сшит строго в талию. К нему полагаются длинные брюки, незаменимый цилиндр, жилет, продолжающий оставаться цветным, из шелка и бархата, и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще больше внимания. Модные брюки очень длинные и сравнительно узкие. В отличие от требований денди не допускать ярких красок в костюме, теперь в костюм возвращается еще одна пестрая деталь. Снова в моде сюртуки, последним криком стали т.н. твиды - прямые или слегка приталенные сюртуки из легкой шерстяной ткани, застегнутый у горла. Брюки бывают, по большей части светлые или белые, но жилетка - пестрая, из цветастой или клетчатой ткани и к этому сюртук коричневого, зеленого или серого цветов. Были очень модны клетчатые ткани, и это касалось не только мужской, но и женской одежды. Но в целом мужской костюм тяготел к умеренно ярким, скорее к темным тонам. Единственно броскими частями мужского костюма становятся воротник и манжеты: воротник увеличивается и поднимается вверх, он очень жесткий, манжеты изменились, теперь они длиннее рукавов сюртука. Под воротник спереди подкладывается галстук. Днем носится галстук черного цвета, вечером - белого. Сложно завязанные платки встречаются редко и свидетельствуют о консерватизме их обладателя. Для романтиков характерен черный галстук, который свободно завязан.

Вообще в мужской моде мало романтических элементов. Военная форма с ее галунами, а так же чиновничий воротник, вышитый золотом, - вот цель, к которой стремятся тогдашние герои. В то время черная одежда была признаком понижения по службе, изоляции от общества, и в романах той эпохи ее всегда изображали, как потрепанную и помятую.

Усы и борода не пользуются никакой популярностью, в крайнем случае, носят маленькие усики над верхней губой, а позже маленькую бородку, большие же усы и бороду носят те, кто намеренно выступает против условностей. Было неслыханным делом, чтобы мужчина, занимавший солидную должность в учреждении, носил бороду и усы. Короткие, завитые в локоны волосы приподнимали над лбом в виде кока (по-французски - петух). Такая прическа часто дополнялась бакенбардами.

Новым модным головным убором среди либералов становится мягкая фетровая шляпа - гарибальди, однако, цилиндр, как классический головной убор, продолжает оставаться в моде, до некоторой степени меняется только его высота. В моде так же была широкополая шляпа боливар.

На ногах носили полуботинки и высокие сапоги, новинкой является перка - гладкие ботинки без шнурков.

Дополнением к костюму служили перчатки, трость, зонтик, хлыст. На ленте у жилета носился лорнет. С 30-х годов публично стали пользоваться носовыми платками, что до этого времени считалось неприличным.

Отношение к моде можно хорошо прояснить читая Бальзака в его "Теории красивой жизни", в которой он наметил правила для всех. Кто относится к высшему обществу или хочет сравняться с ними по воспитанию, либо умению одеваться. "множество красок всегда указывает на плохой вкус. Умению носить платье надо учиться. Разорванный костюм - это несчастье, пятно на одежде - это грех. Только животное внешним прикрытием защищается, глупец с помощью одежды разряжается, и только элегантный человек - одевается".


Женское платье подверглось гораздо большим изменениям, нежели мужской костюм. В качестве нового элемента одежды появляется блуза, которая привела к большому разнообразию внешнего облика женщин. Для подчеркивания талии снова требуются корсеты. Увеличивается декольте, открывая при этом и плечи. Сильно открытая шея позволяет выделить голову и снова начинают применять сложные прически. Волосы, или завитые по бокам, или заплетенные в косы, спускаются на виски, а остальные высоко начесываются в виде причудливых форм. Прически украшаются различными дополнениями в виде лент, искусственных или живых цветов, кружев и бантиков.

Снова очень увлекаются драгоценностями, большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, разнообразные цепочки, длинные серьги, броши, женские браслеты, декоративные гребни и иголки и т.д. Носили не только настоящие драгоценности, женщины довольствовались и искусственными. Романтизмом следует объяснить интерес к средневековым украшениям, который появился в Париже, но это второстепенный мотив, как и характер моды, так и характер новых героинь, которые "являли собой романтический дух только внешне, а на самом деле проявляли холодный разум, аккуратность и педантизм торговок и лавочниц".

В это время в женской моде соперничают традиционный чепец и шляпа. Победила шляпа, т.к. она призвана сохранить сложную прическу. Шляпа, как и дамское платье и прическа, сплошь покрыта цветами, лентами. Поверх платья надевали пелерины или шали, а также большие квадратные платки.

Как на модный элемент обращают теперь внимание на ботинок, ибо немного сократилась длина юбки и он стал виден. Еще продолжают носить плоские, низкие туфли, но уже появляется дамская обувь по щиколотку, шнурованная, на более высоком каблуке и с тупым носком. Меньше находят применение чулки, они по большей части белые, но иногда бывают и светло-пастельных тонов.

Юбка собирается в многочисленные складки и украшенная множеством воланов. Большое внимание уделяется белоснежному белью, которое становится неотделимой частью женского туалета.

В конце эпохи используют легкие ткани в цветочки, но модны и ярко выраженные цвета.

Как раз в сороковые годы характер женского костюма меняется под влиянием новых идеалов времени. Новым кумиром светского общества стала "светская львица" - модница с волосами рыжего цвета. Идеи женской эмансипации в эти годы нашли весьма экстравагантное выражение в одежде и манерах. По словам современников "львицы" научились держаться в седле не хуже мужчин, пить жженку и шампанское, фехтовать на шпагах, стрелять из пистолета, выкуривать сигару; умели соединять мужские замашки с элегантностью и изяществом.