ИСПАНИЯ НОВОСТИ     ИГРА    

Карнавалы и праздники


Праздников (а их здесь называют "фиеста"), так много, что их можно смотреть почти каждый день, переезжая с острова на остров. Прежде всего, речь идет о религиозных праздниках, что свидетельствует о верности канарцев католичеству. Все религиозные праздники - это одновременно и народные праздники, во время которых через религию испанцев находят свое выражение светские традиции канарцев. Благодаря фиесте канарцы сумели сохранить свои традиции. На эти традиции не повлиял массовый туризм, очень немногие туристы принимают в них участие, хотя нет лучшей возможности познакомится с истинной жизнью канарцев, чем послушать музыку и посмотреть народные танцы, а также поучаствовать в концертах и танцевальных представлениях и шествиях.


Наиболее характерными канарскими праздниками являются бесчисленные "ромериас" (romerias), т.е. религиозные шествия в честь Богородицы, какого-либо святого, покровителя или покровительницы какой-нибудь деревни или корпорации. На балконных и некоторых колокольнях блестят на солнце национальные цвета Испании и Канарских островов. Каждая семья вывешивает на фасаде своего дома композицию из народных костюмов и предметов народного быта: пальмовые листья, фрукты и овощи, хлеб, глиняные изделия, сельскохозяйственные орудия и т.д. По улицам на телегах, украшенных пурпурной тканью и цветами, провозят большие фигуры святого и Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Святой обычно в митре, с посохом и серебряной чашей в руках. Богородица с серебряным венцом на голове. Большинство религиозных шествий начинается ближе к полудню, после церковной службы. На свое место в церкви статуи возвращаются лишь вечером. Шествия продолжаются очень долго, а их участники многочисленны и веселы.


Шествие открывают мужчины и женщины, едущие верхом на лошадях, а дети на пони. За ними следуют оркестры, состоящие из струнных, ударных и духовых инструментов. За оркестрами или перед ними идут танцоры. После проезда церковных статуй шествие опять приобретает светский характер. Десятки деревянных телег, запряженных быками, устилают соломой и украшают листьями пальмы. Повозки изображают каравеллы Христофора Колумба под белыми парусами и с развевающимися на ветру флагами. Больше всего внимание привлекает "Ромера Майор" (Romera Mayor), королева праздника, которую избирают за несколько дней до праздника за ее красоту и красоту ее костюма. Королеву окружают придворные дамы, которые еще вчера были ее соперницами. В другой телеге едет королева, избранная из числа девочек. Она тоже окружена придворными дамами. Выборы "ромериас" пользуются большой популярностью на всех островах.


Из повозок бросают снедь людям, стоящим по обе стороны улицы, бросают куски хлеба маленькие картофелины батата "арругадас" (arrugadas), покрытые тонким слоем соли, и даже куски мяса и сосиски, которые жарят на барбекю прямо на телегах. Смысл игры в том, чтобы ловко бросить и удачно поймать. Единственное, чего не бросают, так это стаканы с вином. Их наполняют из бочек, стоящих на задке телеги, и тут же их опорожняют. Каждый привозит то, что производится на его ферме, свой хлеб и вино. можно явиться с отарой овец, которые в полном составе тоже участвуют в шествии. Помимо процессии, проводится дегустация вин и сыров и конкурсы канарской кулинарии.


На самые большие "ромериас" участники прибывают со всех уголков архипелага. На праздник собираются многочисленные зрители, некоторые из них надевают костюмы своих островов и присоединяются к шествию. Мужчины с острова Тенерифе надевают красные вышитые куртки и элегантные черные фетровые шляпы, их подруги красуются в полосатых платьях с красным лифом. Женщины с острова Лансароте щеголяют в ярких одноцветных платьях и соломенных шляпах. Традиция живет. Даже молодежь из больших городов участвует в этих шествиях и танцует в костюмах, терпеливо вышитых их матерями.


Одной из главных религиозных процессий на архипелаге является процессия Сан-Бенито-Абада, которая проходит в Лагуне (Тенерифе) в середине июля. Перед проведением шествия в течение недели проводятся другие религиозные мероприятия, в том числе процессия с иконой святого, а не его статуей. В середине марта - начале апреля в Лагуне и Оротаве на Тенерифе проходят самые большие празднества по случаю Страстной недели. Во время многочисленных процессий, особенно во время Просесьон Магна (Procesion Magna) в Страстную Пятницу, в шествии участвуют повозки, называемые "пасос" (pasos), везущие статуи, посвященные страстям Христовым. В Страстной Четверг открываются двери ризницы, чтобы можно было полюбоваться важнейшими церковными ценностями.


Еще одним свидетельством набожности жителей Тенерифе является "ромерия" во славу знаменитой черной Богородицы Канделарии, на которую 15 августа стекаются паломники со всего архипелага, среди которых много молодых людей. Шествие начинается 14 августа. Многие отправляются в Канделарию пешком. Они идут туда по древним тропам, соединяющим любой уголок Тенерифе с берегом Канделарии, покрытым черным вулканическим песком. Многие проводят здесь ночь под звездным небом. Однако, горазда эмоциональнее проходит "ромерия" во славу св.Роке, которая проходит в августе в Гарачико, на севере острова Тенерифе.


На Гран-Канарии "ромерия" в честь Богородицы-дель-Пино (Virgen del Pino) проходит 8 сентября в Тероре. В ночь накануне праздника тысячи участников со всех уголков острова собираются у базилики в Тероре. Среди них есть просто любители ночных прогулок, но есть и такие набожные люди, что по традиции они приползают сюда на коленях. Таким образом, они благодарят Богородицу за оказанные ею милости. Каждый приносит плоды своего труда. Скульптура Богородицы выставляется на паперти перед базиликой. Деревенские жители приносят ей в дар фрукты и овощи, рыбаки - рыбу, ремесленники - свои изделия.


"Ромерия" в честь покровительницы рыбаков Богородицы-дель-Кармен (Virgen del Carmen) не обычное шествие. Самое известное шествие можно увидеть в Пуэрто-де-ла Круз на Тенерифе, хотя эту святую почитают во всех портах архипелага. Этот порт стал первым курортом на островах, но его жители остались верны традициям. В течение всего года, а летом каждый вечер в городе проводятся многочисленные религиозные праздники с фейерверком. 16 июля, ближе к вечеру, на улицах в центре города и в рыболовецком порту собираются толпы людей. Зрители теснятся на балконах и высоких портовых стенах, а в это время настоящие участники празднества - мужчины, женщины, дети, старики - ждут великой минуты рядом со своими принаряженными лодками. Под громкие крики, смех и взрывы петард в воду сталкивают тех, кто еще стоит в сухой одежде. А в это время за несколько улиц отсюда из церкви выносят статую Богородицы, чтобы медленно провезти ее по переполненным людьми улицам. Напряжение достигает высшей точки, когда Богородицу привозят в порт. Перед ней едет покровитель местных жителей св.Тельмо. Богородица и святой объезжают вокруг площади и спускаются на берег. Какой это праздник - христианский или языческий? Рыбаки отпускают шуточки, когда Богородицу провозят мимо них. Это такая игра. "Не такая уж она и легкая!" - говорят мужчины, которые переносят Богородицу на лодку под крики толпы, войдя по пояс в воду. Все лодки, каяки, скутеры и даже водные велосипеды спущены на воду. Св.Тельмо занимает место на другой лодке, и вся флотилия сопровождает свою Богородицу и святого покровителя в открытое море. Ну а лодках горят фонари, потому что наступила уже ночь. Праздник завершится очень поздно на берегу, где будет выпито много вина и пива.


Еще одна "фиеста", которую обязательно стоит посмотреть, - праздник Тела Господня (Corpus Christil), который отмечается во второе воскресенье июня на Гран-Канарии и Тенерифе, но интереснее всего его наблюдать в Оротаве и Лагуне на Тенерифе и в Масо на Пальме. По случаю праздника из цветов выкладывается многоцветный ковер, а на Тенерифе ковер делается из разноцветного вулканического песка или из соли и опилок, в которые добавляются красители. В Оротаве славится ратушная площадь, ан которой из песка, привезенного с холмов и кальдеры Лас-Каньядас, создают великолепные картины. Площади и улицы украшены декоративными мотивами и скульптурами, воспроизводящими традиционную католическую символику. Очень впечатляет то мастерство, с которым созданы эти эфемерные творения, которые (к огромному сожалению) очень быстро растопчет проходящая процессия.


Некоторые католические праздники впитали традиции гуанчей. Например, 4 августа в Агаэте праздник Выноса Ветви (la rama) привлекает многих жителей Гран-Канарии, особенно молодежь. За веткой нужно подняться на склоны хребтов, окружающих деревню, спуститься на берег и ударить веткой по воде. Так деревенские жители просят у своих богов послать им дождь. На следующий день состоится "ромерия" Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ньевес (Nuestra Senora de las Nieves), скульптура которой вернется в часовню только 17 числа с множеством подношений.


Помимо религиозных праздников постоянно проводятся чисто светские праздники. Так, в ночь на 29 ноября на северном побережье Тенерифе проходит "фиеста" св.Андреса, когда открываются двери погребков для дегустации вина нового урожая. Мощеные, круто спускающиеся со склонов улицы в Икод-де-лос-Винос превращаются в удивительную лыжню, по которой молодежь совершает головокружительный спуск на натертых жиром досках. А у жителей Сан-Николас-де-Толентино на Гран-Канарии есть праздник, посвященный луже (Fiesta del Charco). Он празднуется в честь отлучения их предков от церкви. В 1766г. епископ Канар был поражен, увидев мужчин и женщин этой деревни, купающихся обнаженными в луже!


Самым популярным светским праздников остается карнавал на Тенерифе и Гран-Канарии. Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе отличается венецианским изяществом и бразильской страстью. Он известен своим парадом (Coso) на Марди-Гра (вторник Масляной недели). В параде на проспекте Анага принимают участие сотни тысяч канарцев и туристов. В первый день Великого поста на Пласа-де-Эспанья проходит очень торжественное "погребение сардины", во время которого сжигается сардина больших размеров.


И, кроме того, как религиозные, так и светские праздники являются поводом для проведения традиционных спортивных соревнований по канарской борьбе, унаследованной от гуанчей. Эти соревнования можно посмотреть в Агуимесе на Гран-Канарии во время праздника Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио, который проходит 5 сентября.


Коррида. Corrida de toros.


Считается, что испанцы жестоки по отношению к животным. Но это не так. Крестьяне на самом деле гоняют со своих плантаций бездомных собак, но к своим собственным животным относятся с любовью.В жестокости их обвиняют из-за корриды. Сами же испанцы не стыдятся своего пристрастия к этому виду развлечений и считают его вполне естественным. Для них коррида - занятие более благородное, чем английская охота на лис, где собаки выполняют всю грязную работу за охотников, восседающих на лошадях. В корриде же, рискуя собственной жизнью и рассчитывая исключительно на себя и на свою шпагу, испанец должен убить крупное и опасное животное.

Коррида - это театр, где у каждого своя роль, а кульминация спектакля - смерть. Здесь тореро пламенно любит и уважает быка, но обязан убить его, чтобы бык не убил тореро. Это языческий танец, религиозный и агрессивный, где язык представления такой же древний, как инстинкты, к которым он обращается. И когда на арене появляются человек и бык, когда сотни людей начинают дышать в едином ритме, восторженно приветствуя удачные выпады и замирая в минуты опасности, в каждом начинает говорить "голос предков", давно задавленный цивилизацией...

"Коррида - это ритуал, в котором удачно сочетаются отвага и красота, именно то, чего так не хватает западному сообществу. Если вы вдруг надумаете сходить на корриду, то обязательно захватите с собой белый платочек. Он понадобится вам, чтобы вместе с толпой подбадривать матадора, стремящегося получить в награду столь желанное ухо, оба уха или хвост. Местный мэр или важный политик, председательствующий на схватке, награждает победителя в зависимости от количества белых платков. Только не забывайте, что быка, выставленного на схватку; всю жизнь готовили к битве с человеком, и он жаждет вонзить острые рога в мягкое место прыгающего и размахивающего красной тряпкой у него перед мордой человека в сверкающих одеждах. Более того, у быка есть шанс отказаться от схватки и выжить. Многие быки так и поступают. Кое-кто утверждает, что быки предпочитают смерть бесконечному "пасо-добле" местных музыкальных коллективов. Как сказал Эрнест Хемингуэй, всемирно признанный знаток корриды: "Бои быков существуют не для туристов и не для иностранцев, и всякая попытка изменить их во благо последним - это шаг к ограничению". А если испанцы чего и не переносят, так это всяких ограничений.

История современной корриды восходит к началу новой эры, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров, и однажды попав на землю Испании, коррида уже никогда оттуда не уходила. К концу XV века, времени объединения Испании, коррида стала развлечением благородного сословия: с быком сражались кабальеро, а христианские женихи-рыцари во время свадеб обязательно должны были вонзить в холку зверя шпагу, украшенную лентами невесты. С XVI века коррида в Испании сопровождала все крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, Пласа Майор, где происходили, в том числе, особо важные аутодафе и торжественные выходы правителей во время коронации. Бой быков так и остался бы развлечением испанской аристократии, если бы в середине XVIII века Филипп V Анжуйский, правитель из французской династии Бурбонов, не выказал явное презрение к корриде. Так бой быков "пошел в народ".

Родоначальником корриды в современном ее виде является Франсиско Ромеро, который в 1775 году первым провел бой, стоя на земле, а позже основал первую школу матадоров. Но особенно прославился его потомок Педро Ромеро: с 1771 по 1799 год он убил более 5600 быков, не получив при этом ни одной царапины. Во время его славы начал формироваться "канон" корриды, она стала походить на танец с обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро как по изяществу исполнения этих фигур, так и по степени их рискованности: если матадор пропускал быка чуть дальше от себя, чем принято, - значит, он трус. Да и само слово "матадор" потеряло свой изначальный смысл - "убийца", и тореро стал артистом, демонстрирующим восхищенной толпе свои возможности.

Средний возраст испанского тореро - от 25 до 35 лет, и в основном это выходцы из Андалузии. Еще один принципиальный момент испанской корриды - наряд тореро. Его называют "костюмом света" за блестящие украшения, отражающие свет. Он обязательно состоит из шляпы "montera", "chaquetilla" - короткого жилета, украшенного кисточками из золота и серебра, "taleguilla" - обтягивающих штанов до колен, закреплённых подтяжками, "сorbatin" - тонкой черной ленты, завязанной на манер галстука, белой рубашка "camisa", украшенной жабо, и, разумеется, "capote de paseo" - парадного плаща, украшенного вышивкой, самой роскошной части одеяния любого матадора. В руках у тореро культовые предметы корриды - "muleta", красная ткань, более лёгкая, чем плащ, которая используется матадором для того, чтобы сдержать и направить атаку быка, и "estoque" - согнутая на конце шпага, которой в конце дуэли он убьет быка. Кровь с костюма тореадора никогда не смывается, это дань глубокого уважения к противнику.

(материал взят с www.iamik.ru)


Фламенко


Фламенко включает в себя весь спектр человеческих эмоций - от экстаза до отчаяния, от горькой ненависти до тонкой иронии, но к высочайшим проявлением этого искусства относятся те произведения, в которых поется о наиболее темных и мучительных аспектах жизни.

В искусстве фламенко центральное место занимает песня (канте) в которой отразилось сложное сплетение восточных влияний в этом виде испанского искусства. При пении фламенко добиваются того, чтобы голос был максимально выразительным, а не только красивым в обычном смысле слова. В наиболее серьезных песнях особенно необходимо, чтобы голос певца обладал грубостью, структурой "мелкой гальки", отображая муки, о которых говорится в тексте. В XVIII и XIX вв. наиболее популярным аккомпанементом стала гитара, однако до этого и даже после этого компас также создавался щелканьем пальцами, хлопаньем в ладоши, ударами палкой или прутом и даже постукиванием костяшками пальцев по резонирующему куску дерева или по столу в таверне.

Танец фламенко (байле) выражает посредством движения эмоции кантес. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, а предназначены для показа архитектуры чувства. Одиночный народный танец вообще явление уникальное, ведь танец возник некогда как коллективное действо. Силы, вызвавшие его к жизни - война, религия, любовь - были связаны с коллективом, с людьми. В танце фламенко эти силы слиты воедино - в нем чувствуется и воинственность, и отсвет древних ритуалов, и любовная страсть. Однако все это танцор несет в самом себе. Без противника, с которым предстоит сразиться, без возлюбленной, к которой обращена его любовь, способен выразить свои чувства исполнитель фламенко.

Как правило, народные танцы включают в себя элемент соревнования, "перетанцовывання" партнера, другой пары, условного противника и.т.д., но в танце фламенко можно сказать, что "байлаор" соревнуется только сам с собой - отсюда удивительная выразительность и страстность танца. Не подражая природе, ничего не беря от восточной пантомимы, танец фламенко преисполнен скорби, страсти и мужества. Следует подчеркнуть, что танец фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, зато требует пространства внутреннего - пространства души.


Местные праздники


Каждый город празднует также два местных праздника в честь своих святых покровителей. Мадрид празднует 15 мая (День св. Исидро) и 9 ноября (День Девы Альмудены). Общенациональных и местных праздников получается так много, что говорят, будто в Испании не бывает ни одной недели, когда бы все испанцы работали.

Всего туристическое значение имеют около 200 праздников и фестивалей. В феврале по всей Испании празднуют карнавал. Особенно он интересен в Кадисе и Тенерифе (Канарские о-ва). Музыка, веселье и обилие ярких красок преобразуют до неузнаваемости повседневный облик этих городов.

В марте в Валенсии организуют "фальяс" - по всему городу расставляют огромные скульптуры известных людей из папье-маше, которые 19 марта торжественно сжигают при огромном стечении народа.

Другой весенний праздник - Святая неделя - характерен обилием красочных крестных ходов. Самые интересные и значительные из них проходят в Кастилии (Вальядолид, Куэнка, Самора), а также в Андалусии (Севилья, Малага).

В апреле открывается ярмарка в Севилье. Территория ярмарки, оборудуемая ежегодно заново, превращается в это время в своеобразный город в городе. В павильонах ярмарки пьют, танцуют и поют днем и ночью.

В мае проводится праздник Богородицы Росио - традиционая андалусская процессия всадников и пеших людей, направляющихся к изоражению Богородицы в обители в Аямонте.

С 6 по 14 июля в Памплоне проводится знаменитый праздник св. Фермина, во время которого все желающие могут пощекотать себе нервы, пробежав впереди быков по улицам города.


Лас Фальяс (15-19 марта)


Лас Фальяс - традиционный валенсийский праздник. История происхождения этого праздника, судя по всему, связана с языческим обрядом празднования весеннего равноденствия.

Рассказывают, что раньше ремесленники в течение долгой зимы работали допоздна и с наступлением темноты зажигали светильники, которые вешались на специальное приспособление "парот", похожее на канделябр с несколькими дубовыми подсвечниками или деревянной подставкой. С наступлением весны, чтобы отпраздновать начало хорошей погоды и светлых длительных вечеров, когда уже не было необходимости в "парот", эти приспособления сжигались у порогов домов накануне дня Св. Хосе. Таким образом, пионерами этой традиции стали плотники. В одном интересном документе, датированном 15 веком, есть упоминание о "дне, когда плотники жгут деревяшки". Чуть позднее "парот" стали одевать в старые платья, превращая его, в своего рода, пугало, которое сгорало в костре вместе с еще кое-какой старой рухлядью.

Позднее наряженный парот постепенно стал принимать человеческие очертания, как правило, повторяя черты какого-нибудь персонажа. Так появился "Нинот" (кукла), основной элемент праздника "фальяс". Со временем он перестал появляться в одиночестве, его стали окружать другие фигуры. Другим важным достижением стало появление темы, как правило, с сатирическим или критическим подтекстом, которая обыгрывается в юмористической форме. Фигуры воссоздавали и исторические события, и бытовые моменты жизни. Когда их начали устанавливать на пьедесталы, в 18 веке, процесс появления праздника "фальяс" можно считать завершенным.Изначально "фалья" называлась не сама композиция нинот, а огонь. "Фальяс", посвященные Св. Хосе, получили одобрение всех жителей города, особенно средних слоев, и порицание со стороны пуритан. Так в издании "Гасета Валенсия" в 1792 году приводится ответ Отца Трагия на жалобу одного благочестивого человека: "Как благочестивый христианин, ты имеешь достаточно причин, чтобы твое сердце переполнилось грустью при виде стольких

ритуальных костров на улицах и площадях нашего города, на которых сжигается множество дурных кукол, которые в эти дни предстают в смешной одежде и так занимают народ, что он по их вине забывает о своих обязанностях и должествованиях и бросает работу".

В 1808 году, француз, Александр де Лаборд, увидев "фальяс" Валенсии, опишет их в своей книге следующим образом: "Каждый год 18 марта, накануне дня Св. Хосе, плотники и краснодеревщики, каждый у дверей своей мастерской, устраивают настоящие театрализованные представления. Фигуры с человеческий рост, одетые в одежды, которые отвечают наряду персонажа, которые оного представляют. Фигуры эти имеют деревянный очень легкий каркас, маска заменяет им лицо, одеты они в маскарадные платья, с бумажными волосами и бумажными же украшениями, подчас очень искусно сделанные. Эти фигуры ставятся на кострище, которое прячется за массивно украшенным, художественно завуалированным забором". Далее он пишет: "...с наступлением ночи зажигается костер и через некоторое время вся композиция исчезает в языках пламени. Эти композиции называют "Фальяс Святого Хосе...". Важность этого праздника он описывает так: "Народ спешит, люди из высших слоев общества смешиваются с простым людом, народ съезжается отовсюду, и забывают обо всех своих делах, как бы важны не были последние".

Критика и шутка, основные задачи фальяс, стали гармонично связаны с искусством с конца 19 века. Именно тогда начался творческий поиск по совершенствованию материалов, пластики и цветовой гаммы. Изначально для фальяс использовались только дерево и картон, а в последние годы добавились другие современные материалы. Скульпторы и живописцы стали участвовать в создании этих фигур. Чуть позже стала создаваться целая школа фальяс. Фальяс становились все сложнее, пока не превратились в монументальные настоящие произведения искусств. Вокруг них образовалась целая индустрия, цеха художников-фальерос.

В 1999 году в городе было построено 370 больших и 368 детских фигур, некоторые из которых достигали более 20 метров.

Каждая группа "фальерос" выбирает свою королеву - "фальеру майор", а королеву фальяс Валенсии по традиции выбирает мэр Валенсии, одновременно являющийся президентом Центральной Хунты Фальяс. Ночью 19 го марта валенсийцы сжигают свои творения. Спасается только один "нинот" индультант, который голосованием выбирается жителями. В 10 час. вечера сжигают детские фальяс. В двенадцать часов под огнем погибают большие фальяс. Город превращается в один большой костер. В час ночи сжигают последнюю фигуру на площади муниципалитета. На этом официально заканчивается праздник. В празднике участвует весь город, никто из тех, кто приезжает в Валенсию, не может остаться в стороне, даже если и захочет этого. Ведь суть праздника на улице - народные марши, получение премии, подношения, "масклета" (искусство пиротехники), салюты, оркестровые подмостки. Город бурлит и вовлекает всех в свой праздник. На следующий день только по легким пятнам на асфальте можно догадаться, где находился тот или иной "нинот" и в этот же день начинается подготовка уже к следующему празднику фальяс.