ИСПАНИЯ НОВОСТИ     ИГРА    

Фламенко


Искусство фламенко – народный танец и пение самой южной провинции Испании, Андалусии, – представляет собой интереснейшее явление фольклора.

Фламенко представляет собой результат слияния культур, происходившего на Иберийском полуострове. Семисотлетнее арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от приверженности Испании византийскому христианскому ритуалу в течение XI в. и от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. В конечном счете форма выкристаллизовалась в среде многочисленных цыганских изгнанников, пришедших в Испанию в середине XV в. и принесших с собой некоторые элементы культуры Индии – своей родины. Слова "фламенко" и "хитано" (цыганский) в Андалусии синонимы. Ф. Гарсиа Лорка и М. де Фалья придерживались гипотезы об индийском происхождении цыган. Их племена, изгнанные в 1400 году из Индии войсками Тамерлана перекочевали в различные страны Европы и вместе с войсками сарацинов переправились в Испанию. "Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, – говорит Гарсиа Лорка в лекции "Канте хондо",- объединили древнейшие элементы местных песен с тем древнейшим началом, которое принесли они сами".


Происхождение слова "фламенко" для обозначения этого музыкального стиля покрыто мраком веков. В испанском языке фламенко дословно означает "фламандский", и некоторые утверждают, что кастильцы, которые пришли в ужас от дикого и буйного поведения вассалов королевского двора, прибывших вместе с Карлом V из Фландрии в 1517 г., стали использовать это слово для описания грубого поведения вообще. Возможно, это слово происходит от арабского выражения "фелагменгу", что означает "беглый крестьянин", так как сначала эта музыка ассоциировалась с цыганами, жившими на периферии испанского общества. Другие связывают это слово с названием устойчивых и чрезвычайно стилизованных поз цыганских исполнителей этой музыки (напоминающих фламинго) или производят его от немецкого слова "фламен" (пылать), соответствующего интенсивности и выразительности исполнения.


В искусстве фламенко центральное место занимает песня (канте) в которой отразилось сложное сплетение восточных влияний в этом виде испанского искусства. С Востока пришли две такие мелодические черты фламенко, как повторение одной и той же ноты, восходящее к ритуальным заклинаниям, и пение фигур, тяготеющих к одной центральной ноте, с вариациями вокруг основной темы текста. Распространено также частое скольжение от ноты к ноте, использование звуков, не встречающихся в западных звукорядах, и пение нот, попадающих "между" клавишами фортепиано. Изучение фламенко усложняется тем, что, как и во всякой народной музыке, традиция передается устно от учителя к ученику, а надлежащей письменной документации просто не существует. При пении фламенко добиваются того, чтобы голос был максимально выразительным, а не только красивым в обычном смысле слова. В наиболее серьезных песнях особенно необходимо, чтобы голос певца обладал грубостью, структурой "мелкой гальки", отображая муки, о которых говорится в тексте.

Фламенко включает в себя весь спектр человеческих эмоций – от экстаза до отчаяния, от горькой ненависти до тонкой иронии, однако песни, считающиеся высочайшим проявлением этого искусства, – это те, в которых поется о наиболее темных и мучительных аспектах жизни. Эта группа песен называется "канте хондо", или "глубокая песня", и наиболее тесно связана с цыганами. Двумя главными песенными формами канте хондо являются солеарес и сегирияс. Солеарес часто называют "матерью канте", так как их мелодическая и ритмическая структура оказалась важной для развития фламенко в XIX и XX вв. Их название происходит от цыганского произношения испанского слова "соледадес", означающего "одиночество", а тексты исполнены отчуждения. Солеарес были созданы в округе Триана, цыганском квартале Севильи, в XIX в. и основываются на более старых песнях фламенко – полос и каньяс. Одной из песен фламенко, дающей выход наиболее глубоким чувствам и считающейся конечным испытанием искусства певца, является сегирия. Тексты сегирии представляют собой страстный крик души, которая гневно ропщет на гонения и лишение свободы, мимолетность любви и взаимоотношения человека с его постоянным спутником – смертью.

Сегирияс и солеарес – песни, которые поются в совершенно определенном четком ритме. Ритмический образ называется компас. Аккомпаниатору важно досконально знать компас для каждого типа песни, чтобы подчеркнуть выразительность текста. В XVIII и XIX вв. наиболее популярным аккомпанементом стала гитара, однако до этого и даже после этого компас также создавался щелканьем пальцами, хлопаньем в ладоши, ударами палкой или прутом и даже постукиванием костяшками пальцев по резонирующему куску дерева или по столу в таверне.

Хотя иногда канте хондо рассматривают как обобщающее название песен фламенко, оно представляет только одну группу канте фламенко. Современная классификация делит канте на три группы: канте гранде, канте интермедиа и канте чико. Канте гранде включает в себя все песенные формы канте хондо – группа песен, которые наиболее тесно связаны с цыганами. Канте интермедиа менее эмоционально открытое, чем группа гранде, хотя отдельные песни могут быть очень трогательными. Канте чико в основном характеризуется быстрым и ритмичным подвижным компасом. У канте чико, как правило, юмористические и веселые тексты.


Новичка во фламенко обескураживает тот факт, что в этом жанре насчитывается более семидесяти видов песен. Однако в некоторых случаях 7-8 песен являются всего лишь местными вариациями основной формы песни. Яркий пример этого – фанданго, или, более правильно, фанданго гранде. Фанданго гранде – песня группы канте интермедио, которая, по-видимому, произошла от арабской стилизации хоты, танца северной провинции Арагона. Когда в XVIII в. фанданго стала весьма популярной по всей Андалусии, каждая из общин, адаптировавшая и изменившая основную форму, дала начало своей собственной новой канте. В городе Ронда фанданго стала ронденьей, в Малаге – широко известной малагуэньей, а в Гранаде – гранадинас. Шахтеры Леванта поют вариант, известный как таранта. Булериас (от испанского слова со значением "шутить, насмехаться") относятся к канте чико и, обладая живым компасом, представляют собой самые зажигательные песни фламенко, а благодаря заразительному ритму булериас стали и наиболее популярными танцами.


Танец фламенко (байле) выражает посредством движения эмоции кантес. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, а предназначены для показа архитектуры чувства. Одиночный народный танец вообще явление уникальное, ведь танец возник некогда как коллективное действо. Силы, вызвавшие его к жизни – война, религия, любовь – были связаны с коллективом, с людьми. В танце фламенко эти силы слиты воедино – в нем чувствуется и воинственность, и отсвет древних ритуалов, и любовная страсть. Однако все это танцор несет в самом себе. Без противника, с которым предстоит сразиться, без возлюбленной, к которой обращена его любовь, способен выразить свои чувства исполнитель фламенко.

Как правило, народные танцы включают в себя элемент соревнования, "перетанцовывання" партнера, другой пары, условного противника и.т.д. Вспомним хотя бы русский перепляс. Относительно танца фламенко можно сказать. что "байлаор" соревнуется только сам с собой – отсюда удивительная выразительность и страстность танца. Не подражая природе, ничего не беря от восточной пантомимы, танец фламенко преисполнен скорби, страсти и мужества. Следует подчеркнуть, что танец фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, зато требует пространства внутреннего – пространства души.

Байле фламенко отличается от танца, развившегося в остальных частях Европы, двумя существенными деталями. Хореографы основ европейских танцев стараются создать иллюзию свободы от сил земного притяжения и независимости движения конечностей от торса. Танец фламенко с его чудесными движениями ступней ног старается сохранить связь танцора с землей, а наиболее выразительные движения рук и ног всегда возвращаются к центру тела. В танце фламенко XIX в. была существенная разница между танцорами – мужчинами и танцорами – женщинами. В мужском танце подчеркивались сложная работа ногами и быстрые ритмические образы, создаваемые стуком ступней и каблуков, которые называются сапатеадо, в то время как женщины добивались изящества линии и непрерывности движений рук. При этом, конечно, надо сказать, что эти техники частично совпадали. В XX в. эта разница практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо.

Компас танца отбивается не только ногами, но и при помощи питос (щелканья пальцами) и палмас (хлопков в ладоши). Иногда в популярных танцах фламенко применяются кастаньеты, однако в наиболее чистых формах этого вида искусства они не используются, поскольку ограничивают возможности жестикуляции руками. Конкретные движения каждого танца не являются жестко заданными, что дает танцору свободу выражения, которой не обладают певцы и гитаристы.


Основой техники гитары фламенко и признаком ее отличительного звучания является расгеадо – обширный набор движений пальцев правой руки, используемых для извлечения из гитары различных ритмических образов. Техника расгеадо простирается от использования одного пальца до игры перебором, создающей волны звуков. Расгеадо меняется при игре филигранных мелодических вещей, носящих название фальсетас. На развитие техники гитары фламенко оказало благотворное влияние возрождение в Испании в 1870- 1880-х годах классической гитары. Были включены также техника игры арпеджио, тремоло (повторение одной и той же ноты) и новые гармонические возможности. Несмотря на включение некоторых аспектов репертуара классической гитары и видимое сходство, гитара фламенко до сих пор сохраняет отчетливую имитацию звука канте и байле фламенко. Струны на гитаре фламенко расположены очень близко к грифу и при ударе дают очень резкий резонирующий звук, сочетающийся с грубым голосом певца. От танца гитарист воспринял сложную работу ног (сапатеадо) и перенес ее на свои инструмент. Он подражает ей, постукивая по корпусу гитары кончиками и костяшками пальцев, используя технику, носящую название голпе (удар). Существует также тонкая связь между расгеадо гитариста и отточенной хореографией положений рук танцора фламенко. В настоящее время есть еще одна трудность – понять, что называется фламенко. В то время как современная история народных традиций в других странах Запада исполнена консерватизма, история фламенко – это история ассимиляции, а музыка фламенко благодарно отзывается на все новые веяния. Об этом говорят записи гитариста фламенко Пако де Лусия с джазовыми гитаристами ди Меолой и Маклафлином, выступления танцовщицы Марии Пахэс в шоу "Ривердэнс", современная хореографическая постановка Национального балета Испании "Медея" (музыка Маноло Санлукара) и.т.д. В этом смысле фламенко является не рафинированным стилем, а скорее художественным взглядом, допускающим безграничное изменение, создаваемое знанием прошлого и осознанием будущего. Ясно одно: фламенко будет существовать до тех пор, пока существуют любовь и отчаяние, честь и обман и прекрасный жест перед лицом смерти.


InterReklama Advertising Network

(c) 1999 Бухаров Дмитрий